При создании стартапа стоит как можно внимательней слушать внутренний голос, считает лауреат Нобелевской премии в области химии профессор Дан Шехтман. Не менее важна и способность не сдаваться при любых обстоятельствах. Это, по его мнению, одно из главных качеств, как ученого, так и предпринимателя. В интервью «Экспиру» Нобелевский лауреат дал несколько практических советов по продвижению инновационных идей.

С чего начинать строить технологический стартап? Что для этого важнее: идея или деньги?

– Деньги – лишь часть того, что ты создаешь. На первом месте, конечно, должна быть идея. Идея – это 20% стартапа. Остальные 80% – действия и усилия по его созданию.

Допустим, идея создать какой-то продукт, сервис, услугу у вас имеется. Теперь необходимо провести обзор и анализ рынка. Важно уяснить, насколько ваш продукт уникален для рынка, есть ли в нем изюминка? Можно ли будет продать вашу разработку? Что вообще считать рынком для этого продукта? Где точка его приложения? Кто ваш конкурент? Не менее важно понять, как ваш продукт будет производиться. Какого рода оборудование для этого необходимо? Сколько «в штуках» возможно произвести? А сколько продать? При необходимости следует поискать хорошего партнера. Позаботиться об аренде помещения, нанять персонал…

Ступенек много. Предусмотреть все сложно, но надо к этому стремиться. Приведу пример. Допустим, вы решили разрабатывать для автомобиля некий девайс, которого пока нет в природе. Он позволит водителю в реальном времени видеть на экране «сверху» картинку того, что происходит перед ним. Это было бы очень полезно в ситуации, когда передний обзор затруднен, а требуется совершить обгон крупногабаритного транспорта. Сам бы с удовольствием приобрел такой прибор… Все будут хотеть купить его и установить на свою машину.

У вас все получилось: прибор создан, его производство налажено. Пошли продажи. И тут возникает первая проблема: новый гаджет надо как-то установить на машину. Вы идете в мастерскую, которая готова этим заняться. Стоимость часа рабочего времени при этом составит, предположим, 100 долларов. Получается, что эту сотню надо прибавить к цене устройства… Другая проблема: некоторые приборы могут оказаться бракованными или сломаться, придется позаботиться о наличии сервисной поддержки. А это дополнительные траты на обучение и зарплату персонала… Если сложить все эти дополнительные затраты, стоимость прибора серьезно возрастает. Будут ли его покупать по слишком дорогой цене?

Другой пример: предположим, вы разработали уникальный медицинский препарат. Решили начать его продажи за рубежом. Потратили значительные средства и силы на оформление соответствующих разрешений от местных уполномоченных агентств. Документы получены, вы обрадовались и успокоились… Но, поверьте, это была самая легкая часть пути. Теперь надо отдельно договариваться с местными страховыми компаниями. Иначе они не будут делать выплаты по случаям, связанным с вашим препаратом. А, значит, его не будут покупать, каким бы замечательным он ни был.

Все надо принимать во внимание. Конечно, продажа более простых продуктов может идти относительно легче. Но мой совет: никогда не стройте свои расчеты на производстве и продаже дешевых продуктов. Потому что всегда найдутся компании в Малайзии, Китае, Вьетнаме, да где угодно, которые сделают то же самое намного дешевле, чем вы.

Всегда стройте свой расчет на высоком качестве продукта. Качество –  главная фишка стартапера! Маркетинговые исследования стоит проводить каждый день: спрашивать людей, почему они готовы платить деньги за ваш продукт. Это поможет улучшить бизнес. Любые недостатки вы обязаны исправить, ваш продукт должен быть идеальным.

Что значит для вас идея?

– Идея – это находка. Требуется почувствовать, отыскать некую существующую потребность. Далеко ходить не надо. В большинстве случаев это то, в чем вы сами заинтересованы, что требуется вам самим. Далее надо узнать: вдруг этот продукт (сервис) уже существует и его можно просто купить? Следует также понять: хотите ли вы улучшить существующее или сделать что-то принципиально новое?

Стоит помнить, что не все идеи хороши. Вот пример, который я его обычно привожу студентам. Некто говорит мне, что разработал новый факсимильный аппарат, который может выполнять 50 (!) функций. И пусть цена много выше, чем у аппаратов, представленных на рынке, но ведь все наверняка захотят его купить… Однако секретарь может параллельно использовать лишь две функции факса. А начальнику в таком аппарате вообще нужна только одна функция. Никто не станет покупать этот чудо-факс с 50 функциями, он не будет востребован потребителем.

Сколько хороших идей витает в мире? Миллионы. А сколько воплощено? Буквально единицы. Делайте выводы.

Стоит ли учить предпринимательству в вузах? И как именно?

– Учить этому надо обязательно. Предпринимательское образование следует начинать еще в средней школе, и продолжать в университете. Оно должно быть включено в учебный план профессиональных, научных и социальных дисциплин, таких как инженерное дело, медицина и общественные науки. Свой курс «Технологическое предпринимательство» я разработал более 30 лет назад. За это время только в Технионе, Технологическом институте Израиля, его прослушали более 10 тысяч человек.

Курс читается для всех студентов. Он состоит из нескольких лекций, которые ведут разные группы преподавателей. Первая группа лекторов – успешные организаторы стартапов в высокотехнологичных компаниях, начавшие свое дело совсем недавно. Ведь и студентам тоже все предстоит начать с нуля. Вторая группа – это те, кто открыл свой бизнес уже несколько лет назад. Они делятся своими проблемами и историями. Третья группа – бизнес-профессионалы, способные раскрыть секреты методов исследования конъюнктуры рынка, оценки спроса на продукцию и пр. Есть среди лекторов и юристы, их задача рассказать студентам о тонкостях оформления документации при открытии компании, праве на интеллектуальную собственность и пр. А вот кого нет среди лекторов, так это тех, кто родился с «золотой ложкой во рту» или унаследовал свой бизнес от родителя.

Как следует относиться к неудачам в бизнесе?

– Многие воспринимают их как позор для себя и семьи. Но неудача – нормальное явление. Это всего лишь повод начать все заново, сколько бы раз вы ни «пролетели». С каждой неудачей вы становитесь все более опытным предпринимателем и получаете больше шансов на успех. Кстати, многие добиваются успеха именно используя второй шанс. В браке это не всегда работает, но что касается предпринимательства – действует безотказно. Так что не стоит бояться или стесняться своих провалов. Просто начинайте заново.

Молодые предприятия терпят неудачу по множеству причин. Это и непрофессиональный менеджмент со стороны предпринимателя-инженера, и недостаточное знание законов рынка, и финансирование из ненадежных источников, которые ограничивают будущую способность к росту, и слабая юридическая инфраструктура учредителей. Для успеха необходимо сочетание технических знаний, спроса на продукцию, отличные коммуникативные навыки убеждения партнеров и потребителей. Но важнее всего – уверенность в своих силах.

Каковы главные правила создания стартапа?

– Я бы назвал три основных. Первое – не бояться провала. Повторюсь, неудачи – это нормально. Второе – эмоциональный интеллект. Поясню на примере: когда беседуете с кем-то, слушайте, что вам отвечают, даже если собеседник… молчит. Уважайте тех, с кем общаетесь. Третье правило – хорошее знание английского. Он сегодня признанный язык международной коммуникации.

Важно формировать у молодых дух технологического предпринимательства. Создание стартапов должно стать для них обычным делом, как, например, это сложилось в Израиле. Плотность стартапов в этом государстве наиболее высока.  Тем не менее я бы хотел, чтобы этот показатель у нас рос и дальше.

Не получится ли, что все уйдут в предприниматели, а улицу мести будет некому?

– Примерно об этом же спросили меня на одной из недавних лекций в Томском политехническом университете. Ответ прост: я бы очень хотел, чтобы у вас была такая проблема. А решить ее очень просто: создать новый стартап по производству роботов-дворников.