В декабре в Москве прошел российско-американский исследовательский симпозиум. Это мероприятие стало возможным благодаря инициативе Массачусетского технологического института и Сколковского института науки и технологий. Преподаватели и выпускники обоих учебных заведений получили возможность познакомиться, обменяться знаниями и своим видением того, как должна развиваться наука.

Корреспондент «Экспира» посетил секцию, связанную с развитием предпринимательства в студенческой и преподавательской среде. Приводим самые интересные выступления.  

Майкл Сима, профессор Massachusetts Institute of Technology

Когда мы говорим о влиянии, которое произведет какое-либо исследование, мы понимаем, что это очень сложно измерить. Большинство людей говорят о финансовых результатах, о предприятиях, которые будут образованы, и о деньгах, которые можно заработать. Но для всего этого нужно время. Еще больше времени нужно, чтобы измерить эти изменения. В моей практике были случаи, когда проходило 20 лет, прежде чем изобретение удавалось коммерциализировать. Об этом я расскажу подробнее.

Очень важно понимать, что источники инноваций – это не всегда серьезные академические исследования. Идеи приходят из абсолютно разных источников. Их появлению может способствовать сама среда, которая образуется в исследовательских университетах.

Политика исследовательского университета очень сильно влияет на возможность трансфера технологий и на инновационный процесс.

Приведу пример. 25 лет назад в MIT начали разработку того, что называется сейчас 3D принтером. Тогда в США было только 4 исследовательские группы, которые работали в этой сфере. В результате получилось 4 технологии, которые востребованы и сегодня, и наша разработка – одна из них. За прошедшие 25 лет эту технологию начали применять в абсолютно разных сферах деятельности.

Политика нашего университета предполагала, что мы будем проводить трансфер технологии. Но вместо того, чтобы отдать ее какой-то одной компании, мы разделили ее на разные сферы применения. Одна из компаний делала прототипы для архитектурных сооружений, другая – изделия для металлургии. Была даже компания, которая производила ортопедические изделия.

Все это происходило в начале 90-ых. Первые серьезные финансовые исследования того, что мы сделали как исследователи, были проведены только в 2010-ых годах.

Потребовалось около 20 лет, чтобы правильно оценить рыночную стоимость нашего изобретения.

Конечно, у нас были промежуточные результаты, мы понимали, что нашей технологией пользуются во многих сферах, однако это еще не давало нам полной картины.

Джихан Амарасиривардена, выпускник MIT, основатель компании Ministry of Supply

Мы живем в невероятно интересное время, мода и технологии развиваются бок о бок, вещи, которые совсем недавно казались фантастическими, становятся реальностью. Мы задумались о том, как современные технологии могут помочь нам в дизайне одежды. Ведь вещи, которые мы носим, практически не изменились за последние сто лет.

Миссия нашей компании – сделать одежду более комфортной. Наш первый продукт называется Apollo Dress Shirt. Для создания этой рубашки мы использовали материалы, которые ранее применялись только для одежды космонавтов. После создания прототипа этого изделия мы задумались – нужно ли оно людям? Тогда мы запустили наш проект на краудфандинговую платформу Kickstarter. Нам нужно было 30 тысяч долларов, но мы заработали больше 400 тысяч. Для нас это было очень важно, потому что мы поняли, что это востребовано рынком.

Как же мы создали нашу компанию? Здесь ключевую роль сыграли три составляющие: люди, продукт и процесс. Мы все были в уникальной среде MIT, где люди с разными идеями и компетенциями могут свободно общаться и обмениваться мнениями.

Мы поняли, что инновационная команда должна состоять из специалистов в следующих сферах: дизайн, технологии, бизнес.

Каждый человек принес с собой свои знания, однако у нас было общее видение того, чем мы собираемся заняться.

Выпускник MIT, основатель компании Levant Power Шакил Авадени

Я и мои коллеги разработали уникальную систему автомобильной подвески, которая устраняет лишние движения и обеспечивает гладкий ход. Мы решили основать собственную компанию и привлекли на сегодня 40 млн долларов инвестиций.

Я научился многим вещам, и первая их них в том, что начинать собственный бизнес очень-очень сложно. Это не для всех.

Нужно честно ответить себе на вопрос – действительно ли ты этого хочешь? И на второй вопрос – почему такая компания должна существовать? Это очень сложный вопрос. Нужно быть реалистом и понимать, интересна ли твоя идея еще кому-то, кроме тебя.

Работа с потребителями – это очень важная составляющая, она же может стать настоящей пыткой.

Но вы всегда должны быть благодарны тем, кто вас критикует. Они указывают вам на ваши слабые места, они подталкивают вас к развитию.

Не бойтесь потерпеть неудачу.

Если вы чувствуете, что ваша идея провалилась, не тяните компанию вверх искусственно, закрывайтесь быстро и начинайте что-то другое. Это может быть болезненным, но так вы не потеряете время.

Каждая разработка, чтобы быть успешной должна решать какую-то конкретную проблему. Приведу пример, сейчас очень популярны такие направления исследования, как Big Data, 3D-принтеры и т.д. Создать компанию в этой сфере – это один из способов достичь успеха, однако это не самый быстрый способ. Как говорил профессор, это может занять около 20 лет.

Другой путь – это изучить проблемы потребителей. Каждый день мы говорим фразы «Мне не нравится…, вот если бы…». Мне не нравится, как работает поиск в интернете. Мне не нравится, как выглядит мой смартфон. Мне не нравится, что такси приходится ждать так долго.

Именно эти жалобы в свое время заметили основатели компаний Google, Apple и Uber.

Сейчас они очень успешны.

Материал подготовлен редакцией «Экспир»

Автор текста: Алёна Вотинова