Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно с  ООО «НПФ «Микран» разработал отечественный наночип нового поколения, который позволит повысить точность бортовых навигационных систем в условиях плохой видимости.

«Всего за несколько лет мы провели революцию и создали образцы высочайшей точности. Последний чип, который мы разработали, размером 0,5 х 0,5 мм. По существу, внутри - это компьютер», - заявил ректор ТУСУРа  Александр Шелупанов, представляя чип на пресс-конференции в пресс-центре агентства «Интерфакс» в Томске во вторник.

Он пояснил, что наночип выполняет функцию малошумящего усилителя для активных фазированных антенных решеток (АФАР). С его помощью электроника на борту самолета может осуществлять навигацию в условиях плохой видимости и в присутствии большого количества посторонних сигналов.

«Такие чипы первого поколения установлены на самолетах МиГ-31 и МиГ-35 в АФАР производства «Микрана». То, что вы видите, - это уже следующее поколение», - отметил ректор.

Александр Шелупанов подчеркнул, что военно-космической отраслью разработка не ограничивается. «Когда вы слышите в аэропорту, что ваш рейс отложен из-за метеоусловий - это потому, что таких АФАР у вашего самолета нет. Или есть, но бесконечно устаревшие», - сказал он.

По его словам, основной технической характеристикой такой системы является величина затвора: размер диэлектрика, определяющий величину каждого транзистора на кристалле. В новой разработке он составляет 80 нанометров, что является не уникальным, но конкурентным результатом на мировом рынке. При этом частоту усиливаемого сигнала можно увеличить до 12 гигагерц (соответствует X-диапазону). «Наша мечта - добиться 1 терагерца. Но еще технологии не готовы для восприятия таких высоких диапазонов», - заметил Шелупанов.

Он добавил, что на разработку наночипа обычно затрачивается порядка $1 млн.

Источник: Интерфакс