Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) разрабатывают водородные источники энергии для автомобилей и беспилотных устройств. Экологически чистая технология может заменить бензин и газ.

«Мы исследуем сорбцию водорода техническим углеродом, тогда как на Западе работают с более дорогими материалами, — рассказал магистрант ТПУ Евгений Борецкий. — В конечном счете нужно добиться, чтобы можно было заправить автомобиль водородом вместо бензина. У России есть возможность занять этот рынок, так как европейцы ориентирован на ветряную и солнечную энергию, и водородом мало кто занимается».

Технический углерод — материал недорогой, доступный и, как считают исследователи, более эффективный. Углеродные таблетки они помещают в корпус, куда закачивается водород. Таблетки удерживают его — причем за счет того, что это не химическое, а физическое взаимодействие, храниться водород будет столько, сколько понадобится. Когда топливо потребуется для работы двигателя, оно высвобождается с помощью небольшого количества тепла.

«Сейчас наша задача — изготовить таблетки, которые не будут разрушаться раньше времени, например, из-за вибрации автомобиля, — продолжает Евгений Борецкий. — Мы провели расчеты и собрали экспериментальную установку. Туда помещаем таблетки, закачиваем водород, а затем нагреваем и смотрим, как он выделяется, и достаточно ли этого для автомобиля».

Над проектом, который поддержан грантом программы «УМНИК», Евгений работает вместе с еще одним магистрантом ТПУ Дмитрием Верхорубовым под руководством доцента кафедры «Техническая физика» Дмитрия Видяева. Получив экспериментальную партию углеродных таблеток, они начнут тестирование технологии уже в устройстве для автомобиля, а потом и на практике. Водород в устройство будет заканчиваться, как бензин на заправке. По расчетам ученых, это будет выгодно автовладельцам: литр водорода может заменить от двух до четырех литров бензина.

«По сравнению с аналогичными разработками, наша позволит получить сорбционную емкость больше, то есть большее количество накопленного водорода к массе самого элемента. Это значит, что источник дольше сможет снабжать двигатель энергией», — уточняет Евгений Борецкий.